Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

О том, что вплоть до 1511 года не было антагонизма между учениками Иосифа и Нила, свидетельствует и ак­ тивное хождение волоколамских монахов в пустыни «старцев-заволжцев», что под Кирилловым монастырем, и «мирное соседство сочинений Иосифа и Нила в компи­ лятивном уставе Корнилия Комельского (вторая четверть XVI века)» \ Да и «Предание» Нила, этот главный памят­ ник «нестяжательства», по сути своей - «келлиотский устав, написанный для небольшого идиоритма (монас- тырька, скита. - Авт.), находящегося, как этого требова­ ла традиция, в орбите крупного общежительного монас­ тыря» 2. «Нил Сорский никогда не отрицал общежитель­ ной формы монастырской жизни. Это противоречило бы всей восточнохристианской монашеской традиции»3. Общежительный же монастырь мыслился преподоб­ ным Иосифом как школа аскетического воспитания, шаг за шагом ведущая инока по ступеням духовного совершен­ ствования. «Иосиф делил монахов своих на три класса. Первые из них ели только хлеб, соль и воду, кроме боль­ ших праздников. Одежду носили - рубище ветхое (и того не имели двух пар), на ногах берестовые лапти. Монахи второго чина ели вареное, имели по одной мантии, ряске и шубейке. На ногах носили кожаные сандалии. Третьи, 1 См. об этом: Лурье Я. С. Устав Корнилия Комельского в сборнике первой половины XVI в. / / Рукописное наследие Древней Руси. Л-. 1972. С. 253-260; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 268. 2 Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 282. 3Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М~ 2003. С. 101. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz