Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
О том, что вплоть до 1511 года не было антагонизма между учениками Иосифа и Нила, свидетельствует и ак тивное хождение волоколамских монахов в пустыни «старцев-заволжцев», что под Кирилловым монастырем, и «мирное соседство сочинений Иосифа и Нила в компи лятивном уставе Корнилия Комельского (вторая четверть XVI века)» \ Да и «Предание» Нила, этот главный памят ник «нестяжательства», по сути своей - «келлиотский устав, написанный для небольшого идиоритма (монас- тырька, скита. - Авт.), находящегося, как этого требова ла традиция, в орбите крупного общежительного монас тыря» 2. «Нил Сорский никогда не отрицал общежитель ной формы монастырской жизни. Это противоречило бы всей восточнохристианской монашеской традиции»3. Общежительный же монастырь мыслился преподоб ным Иосифом как школа аскетического воспитания, шаг за шагом ведущая инока по ступеням духовного совершен ствования. «Иосиф делил монахов своих на три класса. Первые из них ели только хлеб, соль и воду, кроме боль ших праздников. Одежду носили - рубище ветхое (и того не имели двух пар), на ногах берестовые лапти. Монахи второго чина ели вареное, имели по одной мантии, ряске и шубейке. На ногах носили кожаные сандалии. Третьи, 1 См. об этом: Лурье Я. С. Устав Корнилия Комельского в сборнике первой половины XVI в. / / Рукописное наследие Древней Руси. Л-. 1972. С. 253-260; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 268. 2 Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI века. М., 2002. С. 282. 3Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М~ 2003. С. 101. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz