Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Московской Руси - преподобного Сергия Радонежского (творившего, по свидетельству Епифания, непрестанную молитву), Феофана Грека, Андрея Рублева»1. Именно во времена подвигов преподобного Сергия и его учеников вселенская православная духовность ознаменовалась ве­ ликим событием: «встречей русского аскетизма с визан­ тийским исихазмом»2. Безусловно, преподобный Нил Сорский в своем тво­ рении «Предание ученикам» - первом оригинальном тексте русского исихазма предстает как представитель чистого исихастского сознания, «однако в типе религи­ озного сознания иосифляне, по большей части, отнюдь не были оппонентами “нестяжателей”, как и святой Иосиф не был оппонентом святого Нила. Оба течения держались русла, основанного прп. Сергием Радонежс­ ким»3. Более того, доказано, что истинные ученики и воспитанники Иосифа Волоцкого охотно переписывали сочинения Нила Сорского и в их рукописной традиции Нил назван не иначе, как «великий старец» и «ревни­ тель древних святых отец»4. И это вовсе не удивитель­ но, поскольку и сам преподобный Иосиф, например, во Введении к своему знаменитому произведению «Просве­ титель» целиком использовал труд преподобного Нила - «Послание некоему брату»5. 1Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 221. 2Криволапое В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние тради­ ции / / Писатель и время. М., 1991. С. 389. 3Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 223. 4Список Досифея Топоркова. ГИМ, Епархиальное собрание рукопи­ сей. Д. 342/485. Л. 5. s Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.-Л., 1960. С. 312. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz