Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

соединившись с Богом, иного слова не востребует к уче­ нию - присносущное Слово, Учитель и Наставник про­ свещение в Себе носящий блаженно. И так страстных помышлений мрак отрясше, невещественно приступим к неложному Учителю Истины, сей есть Христос, состав­ ная Премудрость Божия и в Нем же вся сокровища разу­ ма сокровенна суть»1. Таким образом, мы видим, что в «Просветителе» пре­ подобный Иосиф ясно исповедует приоритеты развития аскетического сознания и созерцательного видения, спра­ ведливо видя в них надежные, подлинно православные источники разумения Божественных догматов веры. Не высоко ценя при этом рациональные, схоластические методы познания, преподобный Иосиф раскрывается здесь перед нами как монах-подвижник, последователь исихастского типа христианской аскезы. Это видно пото­ му, как внимательно изучал и лично переписывал он со­ чинения виднейшего представителя византийского иси­ хазма - преподобного Симеона Нового Богослова, в том числе и «о мысленном откровении действенного боже­ ственного света и делании умном и божественном, и доб­ родетельной жизни»2. На рубеже XV-XVI веков, когда писался «Просвети­ тель», по-другому еще и быть не могло. «Как признано ныне, к исихастскому руслу примыкают воззрения и дея­ ния почти всех крупнейших представителей Православия 1 Иеромонах Тарасий (Курганский). Перелом в древнерусском бого­ словии (Репринт., 1903 г.). М., 2003. С. 20. 2 «Сборник и письмо старца и отца нашего Иосифа». ГИМ, Епархи­ альное собрание рукописей. Д. 357/536. J1. 311-312. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz