Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Если уж мы заговорили о терминах, то уточним и понятие «нестяжательство». Это вовсе не приверженность идее «секуляризации» церковных имений или абсурдное бегство от владения чем-либо необходимым для существо вания монастыря. Принципиальный вопрос, стоящий перед «нестяжателями: «како отступити от мира»1, как достичь «нестяжания в себе мира», дабы «освободить в себе место» для стяжания Святого Духа? Какова же была тогда «правда преподобного Иосифа», которая в дальнейшем так потускнела, извратилась и све лась к маловразумительному термину «осифлянство»? В своем главном творении - богословском труде «Про светитель» преподобный Иосиф раскрывается не только как превосходный знаток творений Святых Отцов («бо- годухновенныя писания вся на край языка имый»), но и талантливый русский догматист XVI века. Решительно встав на защиту Православия от «тяж кой хулы на учение церковное» перед лицом «гнусной ереси жидовствующих», Иосиф пишет «Просветитель» как апологетическое и догматическое произведение. Рас крывая в своем труде целую богословскую систему, Во- лоцкий игумен предстает перед нами строгим и достой ным последователем учения Святых Отцов древности. «Хотящий увидети волю Божию и разум Божественных Писаний, должен есть прежде от страстей себя очистити сохранением Божественных заповедей и вниманием. И мнозе о Бозе упражнением, и безмолвием, и слезами, и смиренномудрием, и страхом Божиим. Душа чистотою 1Послание Нила Сорского Гурию Тушину. РНБ, Кирилло-Белозерс- кое собрание. Д. 25/1102. J1. 100. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz