Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
«ПРАВДА ИОСИФА» С горечью приходится использовать и нам этот усто явшийся термин: «осифлянство». Думается, что преподоб ный Иосиф Волоцкий ко всему этому отношения не име ет. Его правда была о другом. Как справедливо замечает протоиерей Георгий Флоровский: «Нам все труднее по нять правду преподобного Иосифа, которая так потуск нела от малодушия и податливости его преемников»1. «Осифлянством» стали называть не столько изложенный в Уставе преподобного Иосифа Волоцкого порядок обще жительной жизни в монастыре с доминантой социально го служения во имя «симфонии» Священства и Царства \ а «дух мира», прорвавшийся в церковную жизнь, дух стя жания и непомерных мирских попечений под благовид ным предлогом «заботы об интересах Церкви и государ ства». В монастырской жизни - это направление ее раз вития в русле приоритета материального богатения монастыря в ущерб стяжанию духовных дарований в сте нах обители. 1 Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Па риж, 1988. С. 18. 2 Не секрет, что церковную политику Иосифа и его последователей историки уже не раз сближали с католической. Преобладание инте реса к Церкви как к общественному институту, сотрудничающему с государством, привело «осифлян» к необходимости всесторонней внешней регламентации церковной жизни, формальной дисципли ны и организации. И по мере вытеснения влияния «нестяжателен» этот «примат внешнего становится нормой и правилом в русской цер ковной жизни. Поражение “нестяжателей” означало и падение древ нерусского старчества» (Криволапое В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции / / Писатель и время. М., 1991. С. 389). 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz