Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

произошел после печально памятных Соборов 1553-1554 го­ дов. Предлогом для обвинения стала абсурдная параллель, проведенная между учением Нила Сорского и «ересью лю- торской, явившейся на церковные догматы»1. Страх перед европейской реформацией, как раз в это время ликвидиро­ вавшей земельные и иные владения католической церкви, лишил мудрости многих российских церковных иерархов. Для иных «епископов, также и монахов со начальниками своими, законопреступно и любостяжательно не по прави­ лам апостольским и Святых Отцов живущих»2, создались долгожданные условия для расправы над последователями преподобного Нила Сорского. В ссылки и строгие заточе­ ния были отправлены все наиболее видные «старцы наро­ читые, в жительстве нестяжательном просиявшие и писа- ньем священным искусные»: игумен Артемий, архимандрит Феодорит, инок Савва (Шах), инок Исаак (Белобаев). Рязан­ ского епископа Кассиана, выступившего на Соборе с кри­ тикой творений Иосифа Волоцкого, под предлогом болез­ ни свели с кафедры и отправили в монастырь. Торжество «осифлянства» было полным. «Несколько лет продолжались поиски в северных ски­ тах. Много старцев разбрелось по глухим местам воло­ годским и поморским, и старые очаги пустынножитель­ ства вокруг Кирилловой обители запустели»3. Духовная жизнь России разделилась на две эпохи - прошлую и на­ стоящую: Святую Русь и Православное Царство. ' Курбский. С. 334. 2Курбский. С. 338. 'Федотов Г. П. Собрание сочинений / / Святые Древней Руси. М.. 2000. Т. VIII. С. 152. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz