Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
было движение духовного единства монахов-исихастов, последователей учения преподобного Нила Сорского, пу стынников, исповедующих его «Устав о скитской жиз ни»1. Именно они, северные старцы, противостояли ду ховному обнищанию в церковной жизни, засилью духа «стяжания» и «любоначалия», смело подымая непрос тые извечные вопросы выбора между «Богом и миром, Небом и землей, Духом и плотью»2. Как ни покажется сейчас удивительным, но те же цели ставил перед собой и преподобный Иосиф Волоцкий, от стаивая общежительную и «вотчинную» модель монасты ря. Предложенное им монастырское устройство, вне всяких сомнений, легче увязывалось с новым историческим этапом развития Российской государственности, но вовсе не исклю чало и иного подхода к практике иноческой жизни. Изна чально и не существовало противопоставления духовных исканий «нестяжателей» и «осифлян» и тем более не могло быть повода для борьбы. Но, увы, ситуация в дальнейшем стала развиваться при активном участии иных сил - на карту были поставлены огромные материальные богатства, и воп росы пути спасения души неизбежно отошли на второй план. Главным стали доведенные до абсурда практические выводы этого противостояния, затрагивающие интересы государства: отношение к монастырским имениям, землям и вотчинам и к крепостному люду, что сделало эту борьбу жестокой и бескомпромиссной. Последствия же ее для Пра вославия на Руси оказались весьма печальными. 1Об этом см. подробнее: Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни. Аскетика, или путь к спасению / Фонд «Христиан ская жизнь». Клин, 2001. 2Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 451. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz