Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

плане здесь можно видеть некую идеологию «героичес­ кого борения», пребывания в непрерывной скорби от Богоосгавленности по своим грехам. Это «мистическая ночь, путь, воспринимаемый как духовная необходи­ мость» ‘. Этим путем шло духовное восхождение абсолют­ ного большинства святых подвижников западного хрис­ тианства 2. Итак, «одни свидетельствуют о своей преданности Христу в одиночестве и оставленности Гефсиманской ночи, другие стяжали уверенность в своем соединении с Богом в свете Преображения»3. Именно эту благодатную уверенность «священнобез- молвствующих», для которых «христианская вера пред­ полагает личный опыт общения с Богом»4, в полной мере впитало в себя и раннее русское монашество. Пус­ тынножительство и умное молитвенное делание широ­ ко распространилось по Святой Руси и к XVI веку заяви­ ло о себе движением «заволжского старчества» «по Ве­ ликого Василия уставу живущих нестяжательно»5. Это 1Лосский. С. 170. 2Состояния «Мистической ночи», «Богооставленности» хорошо зна­ комы и подвижникам Восточной Церкви, но для них «духовная су­ хость» есть состояние, попускаемое Богом лишь на время, дабы че­ ловеку увидеть «затемненность» своей природы каким-то грехом. Преодоление этой «темноты» на путях смирения и покаяния вновь возвращает подвижника в общение с Богом в Его нетварных энер­ гиях Фаворского света. 3Лосский. С. 170. 4 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое бого­ словие. Клин, 2001. С. 389. 5 Курбский. С. 335. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz