Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
плане здесь можно видеть некую идеологию «героичес кого борения», пребывания в непрерывной скорби от Богоосгавленности по своим грехам. Это «мистическая ночь, путь, воспринимаемый как духовная необходи мость» ‘. Этим путем шло духовное восхождение абсолют ного большинства святых подвижников западного хрис тианства 2. Итак, «одни свидетельствуют о своей преданности Христу в одиночестве и оставленности Гефсиманской ночи, другие стяжали уверенность в своем соединении с Богом в свете Преображения»3. Именно эту благодатную уверенность «священнобез- молвствующих», для которых «христианская вера пред полагает личный опыт общения с Богом»4, в полной мере впитало в себя и раннее русское монашество. Пус тынножительство и умное молитвенное делание широ ко распространилось по Святой Руси и к XVI веку заяви ло о себе движением «заволжского старчества» «по Ве ликого Василия уставу живущих нестяжательно»5. Это 1Лосский. С. 170. 2Состояния «Мистической ночи», «Богооставленности» хорошо зна комы и подвижникам Восточной Церкви, но для них «духовная су хость» есть состояние, попускаемое Богом лишь на время, дабы че ловеку увидеть «затемненность» своей природы каким-то грехом. Преодоление этой «темноты» на путях смирения и покаяния вновь возвращает подвижника в общение с Богом в Его нетварных энер гиях Фаворского света. 3Лосский. С. 170. 4 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое бого словие. Клин, 2001. С. 389. 5 Курбский. С. 335. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz