Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
совершенно непохожим друг на друга» Это противосто яние Востока и Запада в знаменитых «исихастских» спо рах святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрий цем о возможности познания Бога в Его нетварных энер гиях. В тех давних спорах святитель Григорий «защищал не просто один из способов молитвы, но целое мировоз зрение» 2. Надо подчеркнуть, что речь идет о принципиально иных подходе и приоритетах на пути спасения. Один путь - это путь, возможный лишь при решительном внешнем и внутреннем отказе от мира и уходе в «священнобезмол- вие». Это возвышенный путь причастников Фаворского света, мистического опыта монахов-исихастов, «получив ших во благой удел божественные энергии», предполага ющего изменение человеческой природы (!) под действи ем благодати, когда человек сам «становится этим Све том»3. Подвижник здесь преодолевает в себе «мир», свою природную «падшесть» через преображение. И другой путь - путь западного менталитета. Это со мнительная установка на «завоевание мира на путях внешней работы в нем»4. В мистическом же, духовном 1Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 170. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обо значаться: Лосский. - Ред.) 2 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое бого словие. Клин, 2001. С. 405. 3 Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 90. Изд. Русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Вып. 11. С. 488. Цит. по: Лосский. С. 170. 4 Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Па риж. 1988. С. 22. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz