Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

со служением Господу: «Не можете служить Богу и мам- моне» (Мф. 6, 24). Понятия же «осифляне» и «нестяжате- ли» лишь удобные прикрытия, под которыми, явно не без лукавого умысла, прячутся совсем другие участники и мас­ кируются иные серьезные проблемы в церковной жизни. Что же касается некоего разделения в самой практи­ ке монашеской жизни и путей духовного спасения, то оно вовсе не означало, что в общежительных монастырях не могло быть достойных подвижников. Скажем так: жизнь в общежительном вотчинном монастыре уже к середине XVI века стала порождать многие искушения и пробле­ мы, искажая чистую идею иночества и затрудняя восхож­ дение по пути спасения'. История этого вопроса весьма давняя и многоплано­ вая. Совершенно очевидно и то, что «разделение это не русское оригинальное, а традиционное общевосточное, нами унаследованное»2. Если попытаться проследить иные проявления этого разделения, то мы неизбежно придем к известному глобальному противостоянию ду­ ховности Востока и Запада в подходе к пути спасения че­ ловеческой души. «Два различных догматических воззре­ ния соответствуют двум опытам, двум путям святости, 1 Интересный подход к оценке этих двух направлений находим у из­ вестного русского философа и историка Федотова Г. П. Он предло­ жил оценить число канонизированных подвижников с каждой из сторон. Результаты оказываются однозначными: «Направление, во­ сторжествовавшее в жизни и в иерархическом строе Русской Церк­ ви, далеко не торжествует в лике ее святых. Здесь можно наблюдать обратное соотношение» (Федотов Г. П. Собрание сочинений. М., 2000. Т. VIII. С. 153). 2 Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 451. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz