Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
называемых «нестяжателями» и «осифлянами». Или, дру гими словами, между последователями преподобного Нила Сорского1и преподобного Иосифа Волоцкого2. Поскольку в данном исследовании нам придется до вольно часто употреблять уже узаконенные в историчес кой науке термины - «нестяжатели» и «осифляне», необ ходимо сделать по этому поводу несколько принципиаль ных замечаний. Современные исследователи, оценивая направление, сложившееся в так называемой «осифлянской» монастырс кой практике спасения в первой половине XVI века, реши тельно утверждают: «Пренебрежение внутренней основой 1Прп. Нил Сорский (1433-1508), из рода бояр Майковых. Юношей пост ригся в Кирилло-Белозерском монастыре и отправился странствовать на Восток. Немало лет подвизался на Афоне, где, изучив греческий, в полной мере воспринял духовное наследие святых отцов древности - практику «священнобезмолвствуюших» монахов-исихастов. Возвратив шись. удалился за 15 верст от Белозерского монастыря к реке Соре, где соорудил себе часовню и келью. Вскоре вокруг него образовалось мо нашеское товарищество единомышленников. В своем главном труде - «Уставе о жительстве скитском» Нил подчеркивал, что главным в жизни монаха является молитва и внутренняя монашеская жизнь. Всякая внешняя активность препятствует спасительному пути инока. 2 Прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (1440-1515), из рода бояр Са ниных. Ученик прп. Пафнутия, ученика прп. Сергия Радонежского. В 1479 году в волоколамских пределах основал Успенский монастырь, где ввел новый общежительный Устав. К концу жизни отдал обитель под покровительство Великого князя Московского. Одновременно стал активно проводить в жизнь идеи действенного общественно-патрио тического служения Церкви и придания этому служению важной роли в деле дальнейшей централизации и усиления Московского государ ства. Устав и монастырское хозяйство монастыря вскоре были призна ны официальным образцом для всех монашеских обителей на Руси. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz