Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

По Житию, Преподобный взял на себя труд пропита­ ния собравшейся братии и « яко кокош (наседка. - Авт.) собирая семена для птенцов своих, окормлял их целыя осемь лет». Восемь лет, это как раз до 1557 года. В ноябре 1556 года Трифон с помощью Феодорита получил Жалован­ ную царскую грамоту и, дождавшись летней навигации, завершил свои скитания, вернувшись в монастырь. « При- иде Преподобный во свою обитель на реку Печенгу. Игумен оке и братия о пришествии его славяще Святую Троицу и многолетнего во гладе пропитателя своего, преподобного Трифона, благодарствовали ». Столь долгое странствование и содержание целого монастыря за счет милостыни есть тяжкий труд и подвиг подвижника, и, кроме того, это немыслимо без чудесной помощи Божией. Указание на нее мы находим в тексте Жития: « Там же преподобный чудесным врачом обретался, во славу имени Христова множество душевно и телесно бо­ лящих исцеляя ». КОГДА «СОЛЬ ТЕРЯЕТ СВОЮ СИЛУ» (Мф.5, 13) Надо понимать, что события, происходившие в 1548- 1549 годах в северных монастырях, приведшие в частно­ сти к изгнанию Феодорита из Колы и уходу Трифона из Печенги, явились закономерным следствием общего из­ менения ситуации в монастырском строительстве. Мож­ но говорить о некоем повреждении православной духов­ ности, проявившемся в России к первой половине XVI века и заявившем о себе, в первую очередь, через нестроения в монастырской жизни. Это время завершения противостояния и последних открытых полемических «сражений» между привержен­ цами двух богословских направлений, весьма условно 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz