Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
правежа», в это время имел небывало крепкое и обшир ное хозяйство. Удивительным объемам торгово-финансо вых операций Печенгского монастыря в это время посвя щено немало исследований. Более основательны предположения архиепископа Филарета (Гумилевского), опирающиеся на данные Ни коновской летописи (VII, С. 278-280): «С 1557 года во всем северном краю был продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посевы хлеба». Хотя опять же пред ставляется маловероятным, чтобы только что вернувший ся с Жалованной грамотой, богатыми царскими и боярс кими дарами из Москвы, Трифон вновь ушел на целых восемь лет в Новгородские земли собирать милостыню для «пропитания братии». Поэтому наиболее убедительными выглядят выводы профессора Ушакова И. Ф. о том, что речь идет все о тех же трагических событиях в неурожайные 1548-49 годы, - о чем мы писали в труде, посвященном Феодориту Коль скому. Именно этот неурожай в какой-то мере спровоци ровал и бунт монахов в обители Феодорита на Коле, что привело к их последующему уходу на Печенгу, к Трифо ну. Именно об этом переходе и сообщает Житие: «...в оби тели Преподобного братии, иноков и мирских умножилось». Именно около 1549 года «буйная» братия Кольского монастыря, недовольная строгостью устава, выгнала своего строителя Феодорита и переместилась из Колы в устье Пе ченги. Так что не случайно именно тогда, вслед за своим другом и учителем, Трифон покинул эти места и «во страны Великого Нова-града от веси в весь странствуя », отсутство вал целых восемь (!) лет. В Житии этот факт объясняется исключительно как «милостыни ради», но, думается, причи на ухода Трифона с Печенги была более сложной. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz