Неугасимая лампада "Курска" : к десятилетию событий 12 августа 2000 года / игумен Митрофан (Баданин) ; [сост.: Ольга Колчина]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : [б. и.], 2010. - 107 с. : ил., портр.

Здесь, на северных берегах Святой Руси, воспиталась особая генерация православных христиан, которые не знали многих духовных проблем своих сухопутных собра­ тьев по вере. Этим людям неведомы были такие вопросы аскетики: как, например, преодолеть холодность сердца и равнодушие, стяжать чистую и искреннюю молитву и на­ учиться в полной мере полагаться на волю Божью. «Нача­ ло мудрости - страх Господень», - поучает нас Божествен­ ный псалмопевец, и северное море в полной мере давало человеку это «начало мудрости». «Ходящему по морю без страха и без взаимной помощи пробыть невозможно», - вторит поморский «Морской устав», не скрывая в своих наставлениях ясного понима­ ния того, что «человеку на море - страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом». Суровая стихия Ледовитого океана была естественной средой обитания каждого помора с раннего детства. Именно здесь день за днем доверчиво и буднично вручали они жизни свои в руки Божьи. Именно здесь всем сердцем постигалась ими мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». «Описания морского пути (лоции поморов) неизменно начинались молитвой ко Всевышнему: «Грядем во Имя Твое, Спаситель наш, Иисус Христос, в путь. Благослови творение Твое и помилуй...» Так же и само приготовление помора к плаванию начиналось с укладывания в карбас под транец чистой белой рубахи - «на смерть». «Сегодня в море отправляюсь, Быть может, завтра ворочусь, Кладу земной поклон иконам, Молитву Богу воздаю. С родными обнимусь, прощаясь, И крепко руки им пожму: Сегодня с ними я видаюсь, А завтра уж не быть сему. Морска волна меня закроет, И Богу душу предаю...» Таков дух поморской веры и такова мудрость ясного пони­ мания быстротечности нашего земного бытия. Эти бесхит­ ростные стихи оставлены Иаковом Редькиным, поморским рыбаком, жившим в XIX веке. В марте 1898 года он в пос­ ледний раз вышел в море «на тюленя» и попал в тяжкий шторм. Сумел доплыть до скал и дотащил до берега своего изнемогшего товарища, сам же скончался в полосе при­ боя. Было ему тридцать семь лет от роду. Современному мореплавателю уже довольно трудно проникнуться тем спасительным духом чистой веры и в полной мере постичь глубочайший смысл и саму духовную суть «хождения в море», сокрытую в поморской послови­ це: «Без моря Бога не узнаешь». Несравнимо реже выпа­ дает нынешнему моряку эта очистительная возможность столкнуться с вечностью, открыто взглянуть в пустые гла­ за смерти, осознав внезапно, что наступает время попро­ щаться с этим миром, где ты, наивный, думал так прочно обосноваться. Это тот единственный момент истины, ког­ да, заглянув в свою душу, каждый ужаснется, что вовсе не готов предстать пред своим Отцом Небесным, дабы дать Ему ответ за каждый день этой иссякающей ныне жизни, которую Он тебе некогда дал, позволив ее прожить. Океанские лайнеры и многопалубные паромы, могучие ры­ боловные траулеры и грозные военные крейсера порожда­ ют опасную иллюзию защищенности от всевластия морской стихии, а равно и печальное и пагубное для души всецелое доверие технике и упование лишь на свои немощные силы. И тогда вразумляет Господь неразумного и самоуверенного нынешнего человека, погружая в скорбные слезы и горест­ ные размышления многие миллионы россиян. Надо прямо сказать, что эти духовные утраты проникли в сердца людей не как результат наступления века так называемой «научно-технической революции». Человеку, находящемуся вдалеке от моря, от океанской стихии, жи­ вущему вне среды природных мореплавателей, представ­ ляется полным безумием то спокойствие, с которым помор воспринимает пришедший к нему смертный час, спокойно облачаясь в белую «смертную» рубаху. То же спокойствие и достоинство имели и молодые ребята- подводники, собравшиеся к полудню 12 августа в девятом отсеке уже «затонувшего» АПРК «Курск». 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz