Мой XXI век. Долгий путь к свету : биографические очерки / митрополит Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 179, [1] с. : ил., портр., факс.

Пяток службу Воспоминания Святых спасительных Страстей Господа на­ шего Иисуса Христа и зачитывая соответствующие евангельские отрыв­ ки, я вдруг вновь прочитал этот заученный мною в детстве текст. И тут до меня дошло, что в течение всей прошлой безбожной жизни я повторял на церковнославянском языке слова молитвы Самого Спасителя. Это было Его слезное прошение в ту страшную ночь в Гефсиманском саду. Ночь перед муками грядущего Распятия, когда Господь, «находясь в борении молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Ак.22,44). Вот что означали те строки, тогда еще бессознательно выученные мною: «И , отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39). В этой молитве сокрыта вся суть жизненных волевых усилий верую­ щего человека, весь смысл его молитвенного делания. Божественный Учитель дает нам высший образец молитвы христианина на все времена. Тогда, во мраке Гефсиманской ночи, зная, что вплотную приблизилось время немыслимых страданий, Спаситель всем Своим человеческим су­ ществом постигает ужас предстоящего страшного завершения Его зем­ ного пути. Он сейчас абсолютно одинок в этой борьбе с немощью чело­ веческой природы и Ему очень страшно. И он молится Отцу Небесному, точно так, как каждый из нас в опасности просит Бога защитить, уберечь, не допустить совершиться неумолимо приближающимся страшным со­ бытиям: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». И нет здесь ничего нового. Точно так же молились своим богам, пре­ бывая в язычестве, все бесчисленные поколения людей до Рождества Христова. Да и сейчас люди с требовательной готовностью принимают лишь эту часть молитвы. Христианство, однако, начинается лишь со второй ее части, там, где Спаситель, смиренно склоняя голову, добавляет: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вот в этой-то оговорке и состоит вся суть христианской жиз­ ни. Для христианина все богатства мира сего, успех, благополучие, здоро­ вье, да и сама жизнь имеют ценность, лишь пока звучит первая часть Геф­ симанской молитвы. Как только приходит время произнести «да будет воля Твоя» и принять в сердце эту волю Божью, какой бы страшной она ни была, в этот миг рождается христианин, которому теперь ничего не 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz