Мой XX век. О прожитом и пережитом : биографические очерки / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 142, [1] с. : ил., портр.

Николай II. Также в нашей традиции принято было называть российско­ го монарха «царем-батюшкой» или «отцом народа». Так что здесь вновь проявилась эта внутренняя потребность в любя­ щем отце народа, в человеке, несущем личную ответственность перед Богом и людьми за все происходящее в стране, воплощающем единство народа, пропускающем через сердце их горести и радости. Русский на­ род, со своей христианской, православной генетикой, порой неосознан­ но, но всегда проецирует устройство Царствия Небесного на свою зем­ ную жизнь. Божье устройство Горнего мира представляет собой пирамиду, со­ стоящую из различных чинов ангельской иерархии. Начиная от самых малых скромных тружеников, которыми являются данные нам при Кре­ щении ангелы-хранители, до величайших и грозных архангелов, которые находятся близ Престола Божьего, на самом верху этой властной «пира­ миды». Идеальной такой проекцией Божественного устройства на зем­ ную жизнь в течение почти тысячи лет являлась российская монархия. Мы видим, что русский народ ничего не может с собой поделать, да и не очень-то хочет избавляться от этого духовного стержня. Приведу один примечательный факт, рассказанный очевидцем, известным рус­ ским публицистом и мыслителем И.П. Солоневичем: «В 1929 году в МХАТе была поставлена пьеса “Дни Турбиных”. В зале собралась осо­ бая, номенклатурная советская публика. В числе этой бюрократии был и я: работал как раз в том отделе профсоюза, который распределял эти театральные билеты. По ходу пьесы белогвардейские офицеры должны были пить водку и петь “Боже, Царя храни...” И вот они начинают - сна­ чала чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: “Боже, Царя храни...” И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать, и голоса артистов крепнут. Артисты уже поют стоя и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности - ком­ мунист из рабочих. И он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом многие пытались хоть как-то объяснить свое «контрреволюци­ онное» поведение. Я им пытался помочь, подсказав: это массовое внуше­ ние. Но это, конечно же, не могло быть внушением, и за эту “демонстра­ цию” пьесу сняли с репертуара»1. 1Солоневич И.Л. Загадка иразгадка России. М., Изд. «Фонд ИВ», 2008. С. 451. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz