Мой XX век. О прожитом и пережитом : биографические очерки / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 142, [1] с. : ил., портр.

нее и прекраснее натурального цвета челове­ ческой кожи! Бело-розовое совершенство нашего тела. . . » Признаюсь, я временами вспоминал этот разговор. Он стал для меня важным уроком. Ведь речь здесь шла не столько о моде на за­ гар, сколько о сопротивлении общепризнан­ ным стереотипам. О распознании, о развен­ чании навязанного извне. О способности разглядеть за чем-то, ставшим привычным и вроде бы узаконенным, - некую духовную провокацию, диверсию. Часто в подобных повседневных мелких переменах скрывается тревожный процесс деградации человека. Выхолащивается подлинная, глубокая культу­ ра, нравственные законы, которые сопровож­ дали человека на протяжении его истории. Так, например, с революционными пере­ менами XX века ушла традиция русских се­ мей обращаться к родителям на « вы » . Обра­ щения «Вы, мама» и «Вы, папа» были обяза­ тельным элементом семейных взаимоотно­ шений, свидетельствующим о непререкаемом авторитете родителей. Так, например, в нашей семье мы еще обращались «н а Вы » к дедушке и бабушке, а к родителям уже, увы, нет... Явным образом уходит культура из общественной жизни, все чаще торжествует невоспитанность. Или, например, окончательно утвердилась привычка громко разгова­ ривать в общественном месте. Особенно по сотовому телефону, нисколь­ ко при этом не смущаясь присутствующих людей, навязывая всем свою беседу и какие-то свои никому не нужные проблемы. Тут же и представи­ тельницы «слабого пола», смело шагающие по улице с дымящейся сига­ ретой в зубах, что в прежние годы вызвало бы активное неприятие в об­ ществе в сочетании с нелицеприятными эпитетами. Или же новая типично американская манера хохотать, так при этом широко раскрывая рот, что видно, чем человек позавтракал. Да и вообще, никто сейчас и не думает прикрывать рот, например, зевая, кашляя или Развитие идеи либерализма в западном искусстве. Скульптур­ ная композиция «Родитель № 1 и родитель № 2». Италия, аэропорт Мальпенса (Милан) 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz