Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

го залива и являющихся подданными шведской короны. «На Петрово заговенье в ночи... в монастыре братию и всех людей присекли, а иные в реке тонули, и монастырь и церковь пожгли, а людей побили 450 человек»1. Несколь­ ко раз подвергался монастырь разорению и вновь оживал, отстраивался. Так, кроме упомянутого разорения еще в 1580, 1598, 1614 годах и позже еще не раз2. Монастырь просуществовал до 1763 года, когда был уп­ разднен, и церковь Рождества Богородицы стала припис­ ной к Кандалакшскому приходу. В 60-х годах XVII века Поморье было взволновано но­ вовведениями Патриарха Никона. Монахи Соловецкого монастыря не приняли реформу и почти восемь лет со­ противлялись посланным против них правительственным войскам. В связи с названными событиями хочется обра­ тить внимание на то, что Кандалакша, по сути, стала одним из центров раскола. Под влиянием сосланного в Канда­ лакшский монастырь попа Ивана Неронова3, противника реформ патриарха Никона, некоторые монахи и местный священник Степан отказались принять новые богослужеб­ ные книги. В Кандалакшу послушать раскольничьи пропо­ веди «вся страна Помория стицахуся» («История об отцах и страдальцах соловецких» Симеона Денисова). 1Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // Ис­ торический архив. Т. VII. М.-Л., 1951. С. 229, 230. 2Шабунин А. Загадки монастыря // Кандалакшский коммунист, 1.08.1981. 3Иван Неронов (1591-1670 гг.), церковный деятель старообряд­ чества, протопоп Казанского собора на Красной площади в Москве. См. о нем: Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 15. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz