Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Упоминание о первом храме в Кандалакше, построен­ ном в 1526 году, мы находим в Софийской летописи, где записано: «Того же лета 34 (то есть 7034 от Сотворения мира или 1526 года от Рождества Христова. - Ред.) при- ехаша ко Государю Великому князю Василию Ивановичу на Москву Поморцы и Лопяни с Окияна, Кандалокшской губе, усть Нивы реки, из Дикой Лопии... Просили... про- светити их святым крещением»1. Государь приказал Новгородскому архиепископу Ма­ карию отправить из Новгородского собора священника и диакона, и эти лица, прибыв по назначению, нашли саа­ мов уже достаточно просвещенными в основных догматах Православия и крестили многих лопарей. Также для них «на усть реки Нивы» была освящена церковь во имя Рож­ дества святого Иоанна Предтечи. (К сожалению, церковь эта простояла не столь долгое время. Писцовые книги тех лет, «Васильевы книги Ага- лина» в 1574 году уже не упоминают эту церковь, гово­ ря лишь о монастырском дворе, который в свою очередь угас к концу XVI века: «В волости Кандолокше за рекою двор монастырский пуст»2. Но зато к этому времени, за прошедшие сорок с лишним лет, усилиями преподоб­ ного Феодорита Кольского в полной мере стал на ноги Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь. И Кандалакшская волость могла в полной мере пользо­ ваться замечательными монастырскими храмами «Нико­ лы Чудотворца да два предела Петр и Павел, да Зосимы 1Софийская летопись. Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 2Харузин Н. Н. Писцовая книга Алая Михалкова «Кольский ост­ рог», №208, Архив министерства юстиции. С. 460. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz