Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Саами, по свидетельству русских первопроходцев, бы ли язычниками. Заселение Севера русскими людьми, от которых они получили первое представление о Правосла вии, происходило мирно, без столкновений с местными жителями1. Известны и монахи, которые потрудились в деле просвещения святой верой жителей Лапландии - это Феодорит и Трифон. Здесь также ведущую роль играл основанный в пер вой четверти XV века Соловецкий монастырь2. Действи тельно, в начале XVI в. монастырь имел обширные владе ния на всем поморском побережье между поселениями саамов и карел. Об этом свидетельствуют любопытные документы: купчие, закладные саамов на угодья, рыб ные тони монастырю. К концу XVI века на берегах Бело го моря насчитывалось уже около двухсот промысловых поселений-становищ. Большая часть из них принадлежала Соловецкому, Антониев-Сийскому, Трифоно-Печенгскому, Кандалакшскому (Кокуеву), Николо-Карельскому, Кирилло- Белозерскому и некоторым иным монастырям. ВXVII веке здесь расширяют владения и подмосковные монастыри3. Роль монастырей в укреплении Православия на Севере - отдельная тема, цель же моего выступления - рассказать на основании архивных документов и воспоминаний оче видцев о наших Кандалакшских храмах. 1См.: Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманское книжное изд., 1975. С. 18-19, 24. 2См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 180-181. 3См.: ГемпК. П. Сказ о Беломорье. М.-Архангельск: Наука-Поморский университет, 2004. С. 31, 33. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz