Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
занимал один из ведущих православных богословов кон ца XX века иеромонах Серафим (Роуз). Даже в отношении одного из наиболее сложных вопросов Бытия - о дереве жизни и дереве познания добра и зла (Быт. 2, 9) его мне ние было однозначным: «Если кто искушается желанием найти аллегорию в рассказе о творении и рае, ему нигде не предстоит более сильное искушение, чем в отношении этих двух деревьев: «жизни» и «еже разумети доброе и лукавое». Тем не менее весь «реализм» святоотеческого толкования Книги Бытия, так же как и тот факт, что рай на самом деле был (и есть) «сад» с материальными (или полуматериальными) деревьями, указывает на то, что эти деревья были настоящими деревьями... именно этот факт подчеркивает свт. Григорий Палама, приведя свидетельс тва свт. Григория Богослова и других Отцов»1. «Наши сов ременные представления стали слишком дуалистичны: мы слишком легко делим вещи на «дух» и «материю», в то время как действительность рая причастна обоим»2. Таким образом, противоречие между буквальным и алле горическим пониманием описания Едемского сада снимает ся в плоскости его двойной - материальной и нематериаль ной - природы3. По одному из высказываний прп. Паисия Величковского можно догадываться, что в этой плоскости, объекты которой воспринимаются отчасти духовным, от части физическим зрением, в ракурсе последнего помыслы Божьи имеют формы, упрощенно копируемые современным растительным царством нашего физического мира4. 1Серафим (Роуз). С. 174-175. 2Серафим (Роуз). С. 172. 3Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры (Репринт. 1894). М., 1998. С. 76-77. 4Серафим (Роуз). С. 173. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz