Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

под возделыванием и хранением Сада св. пророк Моисей «разумел молитвенное действие (умную молитву) и соблю­ дение самое себя от злых помыслов»1. Поскольку для совре­ менного читателя такое толкование однозначно утверждает духовный смысл функций Адама, естественен вопрос, не является ли эта часть Книги Бытия просто аллегорией? К этому мнению склонялся, в частности, известный православный библеист отец Николай (Иванов), по мне­ нию которого, еврейские понятия Ган (рай) и Эден (Эдем) следует воспринимать в чисто психологическом (1 - ук­ рытое, защищенное место, 2 - услада, нега, сладость), а не географическом смысле2. Вообще аллегорическое толкование Св. Писания, к со­ жалению, достаточно широко распространилось среди современных православных богословов3. Вместе с тем, против аллегорического понимания Св. Писания выступали такие авторитетные Отцы Церкви, как свт. Василий Великий, свт. Ириней Лионский, св. Еф­ рем Сирин, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Лев Великий, папа Римский, св. Иоанн Дамаскин и свт. Филарет, митрополит Московский4. Ту же позицию 1Серафим (Роуз), иеромонах. Бьте: сотворение Mipa и первые вет­ хозаветные люди. М., Русский паломник, 2004. С. 173. (Далее ссылки на это издание будут обозначаться: Серафим (Роуз). - Ред.) 1 См. Иванов Николай, протоиерей. И сказал Бог... Толкование первых глав Книги Бытия. М., Христианская жизнь, 2005. 3Сысоев Даниил, священник. Летопись начала. М., 2003. С. 303, а так же «Кто, как не Бог?». М: Изд. Душепопечительного центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2003. С. 224. 4Сысоев Даниил, священник. Шестоднев против эволюции. В за­ щиту святоотеческого учения о творении // Эволюционизм в свете православного учения. М: Паломник, 2000. С.41-54. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz