Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
В целом отношения людей с растениями складывают ся иначе, чем с животными: случаи негативного отноше ния к растениям чрезвычайно редки; в то же время как гадливое отношение к пресмыкающимся, земноводным и многим беспозвоночным животным практически явля ется нормой. Попытаемся осмыслить это, обратившись к Священ ному Писанию. Священное Писание о растениях Особое место растений в первозданной природе, оче видно, следует уже из того, что, согласно Шестодневу, хро нологически именно они создаются (производятся землей) ранее всех остальных живых существ: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево пло довитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в ко тором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1, 11-13). Едем был первым жилищем Адама, специально создан ным для выполнения им хронологически первой, и, очевид но, главной по значению задачи: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дере во, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 8-9). «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едем- ском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Этой задаче уделяли особое внимание прп. Ефрем Сирин, свт. Григорий Богослов, прп. Нил Синайский, прп. Нил Сор- ский, прп. Паисий (Величковский), склоняясь к тому, что 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz