Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
доверил Господь»1. Важнейшие функции, определенные нашему праотцу - возделывание и хранение Едемского сада (Быт. 2, 15) и наречение животных (Быт. 2, 19-20), свидетельствуют о том, что Господь передал в руки Адаму сотворенный им мир не только с целью его хранения, но и дальнейшего созидания. В этом пункте неоязыческая (биоцентрическая) и пра вославная позиции принципиально расходятся друг с другом. Согласно первой, нетронутая человеком приро да представляет собой вершину гармонии в отношени ях между ее компонентами, которая была достигнута в результате продолжительного эволюционного развития. Поэтому единственной этически оправданной формой че ловеческой деятельности в отношении природы является ее сохранение даже в ущерб интересам самого человека. В противоположность этому, православное отношение к природе строится на идее ее несовершенства, как продук та грехопадения. И если дальнейшее совершенствование неиспорченного Творения было главным долгом человека до его грехопадения, то в какой мере он вырос перед при родой, пораженной его собственным грехом? С этих позиций далеко не все отрасли естественных на ук могут служить духовному просвещению современного язычества. В поисках направления, связанного с изучени ем объектов, относительно приближенных к первозданной гармонии, не отрицающего активного воздействия на них человека в целях дальнейшего совершенствования, особое внимание привлекает эстетически ориентированное конс 1Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. К экологии духа // Экотеология. Голоса Севера и Юга. Под ред. Д. Г. Холмана. М., ОВСЦ. 1997. С. 20-42. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz