Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

В северо-русском мореходстве издревле существова­ ло «обычное право», своеобразная юриспруденция, опре­ деляющая профессионально-деловые, а также морально- нравственные отношения поморов друг ко другу. Иногда эти жизненно деловые отношения закреплялись письмен­ но. Таков «Морской устав» новоземельских промышлен­ ников. Как бы дополнением к нему может служить «Ус- тьянский правильник». «Устьянский правильник» представлял собой главу рукописной книжицы (или тетради), писанной почерком XVIII века. К пунктам правил, касающихся мореходно­ промышленной среды, приписаны правила общечелове­ ческого поведения: о том, как молодой человек должен вести себя в присутствии стариков, о вреде пьянства. Подчеркивается, что если старший велит тебе идти с ним о правую руку или посадит тебя с правой стороны, то этим он оказывает тебе честь. Если женщина сидит, положив «нога на ногу», этим она навеки уронит себя в глазах общества. Чрезвычайно интересна психология тех «устьянских» правил, где расцениваются поступки бедняков по отно­ шению к богатым. Если горькие, нищие люди обокрадут богатого и он не только не подаст в суд, но даже не поту­ жит об утере, то такое разумное поведение Христос зачтет богачу за добровольную милостыню. Имеется любопытное объяснение, почему Никола (пок­ ровитель мореходства) имеет титул - «скорый помощ­ ник». Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут к Богу и уже от Бога ты получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Этой милостью Никола распоряжается непосредственно, без докладов и волокиты. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz