Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
«прислона», он не знал, где и когда достигнет другого. В плаваниях он рассчитывал лишь на себя, на поддержку товарища, на советы старшего да на далекого Николу из Мир Ликийских - покровителя моряков, рыбаков и «всех сущих в море далече». Живой язык поморов, составлявших поколение за по колением эти лоции, свидетельствует сейчас о том духе, которым жили моряки вдали от родного берега. В борьбе с морской стихией мореходы познали, как много значит передача опыта. В меру своего умения на чали они вести записи, описывать приметные и опасные места, убежища от грозной волны, от ветров и льдов. Сы новья и внуки пополняли и уточняли эти записи для себя и для тех, кто пойдет за ними. Ни один владелец рукописной Поморской лоции не претендует на авторство, а замечает: «И опосля нас по мор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить» или «Я тоже морем живу, все от дедов получил, человек ведь я». По словам поморов, освоивших пути и в «немецкий ко нец», «в Норвегу» или «в русский конец», «на Русь», ло ции помогали мореходу-промысловику в тяжелые часы, когда «полуношник пылит» по океану, когда «взводнишще зачнет загинать гребень, запенит и зарыдат», и в тот не ладный час, когда случится «в отдор идти», то есть при ветре, «отдирающим» от берегов, уносящим «в голомень», в открытое море, и даже при страшной опасности, когда «зачнет замолаживать» - наносить туман. «Станет замола живать стеной, не видать ни зги, смотри опасно, по нужды ради становить бережно, чтоб корг не хватать». Много емких, в два-три слова, описаний приметных мест, «глядений», вод и заходов, где можно «отстоять», 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz