Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
«Выборочный» антиправославный патриотизм совет ского времени (показательна советская киноклассика - в фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» право славный князь не перекрестился ни разу, а один из самых отвратительных персонажей фильма - это православный монах, который шпионствует в пользу Тевтонского орде на!) с конца 80-х годов дополнился потоком откровенного национального нигилизма. Стало возможно публиковать за государственный счет учебные пособия, написанные с «ненациональных позиций» (о чем без всякого стеснения говорилось в аннотациях)1. Под эту позицию подводилась и «философская база». К примеру, повторяющимися тира жами выходили «Философические письма» Чаадаева, где 1«В книге использованы идеи и выводы широкого спектра авторов - от евразийцев до социал-демократов. Однако для крайних национа листов и коммунистов она бесполезна. Наша и их трактовка событий расходятся полностью» (Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX - начало XX века. Учебная книга для 10-11 классов общеобразова тельной школы. М., Просвещение, 1995. С. 8). Насчёт «крайних наци оналистов» автор лукавит. Книга просто рассматривает российскую историю как некую аномалию. Образец - Западная Европа и США, коренное понятие - «модернизация», к которой, якобы, всегда стре милась Россия. Раздел же «Мировые религии: общие черты» (С. 42-43) просто вызывает недоумение - от посылки («Общим источником ислама и христианства был иудаизм...» интересны и последователь ность, и знание предмета: ветхозаветная религия - это, знаете ли, не иудаизм) до пассажей в духе научного атеизма («Характерным для развития религиозных взглядов является то, что, чем сильнее соци альное и государственное угнетение и хуже живётся человеку, тем сильнее его тяга к Богу и более стойкими являются его религиозные взгляды»). Отсюда и причина принятия Православия князем Влади миром - блеск Империи ромеев сильно контрастировал с бедной и раздробленной Европой (С. 48). Такая вот «цивилизация» с точки зрения «либерального идеала» (С. 7). 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz