Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

дорит Кольский свое наступление на древние, колдовские земли «зачарованной Похьелы». А также почему целых семь лет ушло у него на просвещение светом веры Хрис­ товой лопарских поселений этих мест. Именно в районе устья реки Нивы, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые реальные плоды просвети­ тельских трудов Феодорита, крестителя лопарей: «Приеха- ше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом госуда­ рю и просили антиминса и священников, церковь свяща- ти и просветити их святым Крещением, и Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от собор- ныя церкви, священника и диакона. И они ехавше свяща- ли церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую»1. Так движимый Промыслом Божиим «храбрый воин Христов» Феодорит Пустынник придя на Крайний Север для обращения народа лопарского к истинной вере, не мог, конечно же, пройти мимо «устья Нивы-реки», мимо про­ цветающей здесь «прелести кумирской», не приложив уси­ лий по ее искоренению. С этого момента удобные для поселения места с оби­ лием зверя и рыбы, богатством растительности, а главное, связанные посредством реки Нивы с центром Кольского полуострова и далее с Мурманским побережьем, могли быть совместно заселены как лопарями, так и русскими. 1Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию Жития. Мурманск, 2002. С. 59. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz