Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Мать отговаривает сына по имени Ати отказаться от этой затеи - невозможно быть большим колдуном, чем лапландец: Не ходи отсюда, милый, В те холодные селенья, В эту мрачную Похъелу, Там опасность угрожает, Злополучному там страшно; Там живет несчастье, Ати; Хоть ты будешь стоязычным1, (И тому поверить трудно), Все же ты не бросишь пеньем Сыновей Похъелы в воду2, Ты не «скажешь», как турьянец, И не «скажешь», как лапландец3. И действительно, как известно из текста «Калевалы», по­ ход «героя Ати» и его попытка потягаться силами с магами Лапландии, заканчиваются его гибелью в лесах Похъелы. Лопарский погост, который располагался на правом берегу реки Нивы, в районе сегодняшней Нижней Кан­ далакши, очевидно, являлся древним духовным центром языческих верований и, если можно так выразиться, по­ лигоном практической лопарской магии. 1«Быть стоязычным» - то есть иметь в услужении сто «духов- помощников» или демонов. 2«Бросание в воду», равно как и в огонь, болото, зарывание в зем­ лю, в угли и тому подобное - результаты магического воздействия на противника, приемы лопарской «боевой магии». 3Калевала: финская народная эпопея / Перевод Вельского Л. П. СПб., 1889. С. 129-134. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz