Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
шельцам, то иные, весьма необычные, нетрадиционные способы защиты лопарями были отработаны в совершенс тве. Речь идет о приемах «лопарской боевой магии». Извечные соседи лопарей карелы и финны в своем зна менитом эпосе «Калевала» (VIII-IX вв.) представляют Лапландию не иначе, как мрачной Похьелой1- страной, населенной племенем колдунов: Не ходи ты, мой сыночек, На поля детей лопарских, Запоет тебя лапландец, Заклянет тебя турьянец2... Жители Финляндии и сами были весьма известны сво ими способностями к колдовству («к пению»), но состя заться с людьми «мрачной Похъелы» было равнозначно неминуемой гибели. ВXII руне Калевалы как раз и расска зывается о том, как один из героев этого эпоса, уповая на свои колдовские способности, готовится одолеть лопар ских нойдов: Мать-старушка дорогая, Мой скорее мне рубашку В гное черных змей ужасных, Чтоб я мог идти на битву К очагам детей Похъелы, На поля сынов лапландских. 1«Pohia» - слово, означающее «край», а кроме того - «убийство», «воровство», «колдовство» (см.: Kastern. Reiseerinneruugen aus den Jahren. 1838-1844. St. Pet. 1853). 2Турьянец - лопарь, живущий непосредственно на территории Кольского полуострова, одним из древних наименований которого было «Турья». 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz