Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Вначале, очевидно, название Канда относилось только к заливу... Затем так стали называть реку и поселение. А пе реход имени озера, реки, залива на другой географический объект - явление нередкое в топонимике»1. То есть, по словам автора книги, получается, что посе ление Кандалакша должно было изначально располагаться на юго-западном берегу Кандалакшского залива в райо не сегодняшней деревни Федосеевки. Действительно, там есть и река Канда, которая впадает в одноименный залив, и «протока», образованная приливо-отливным течением вод залива. Косвенно подтверждают это предположение и сохранившиеся карты начала XX века, на которых указана река Кандалакша, а не Канда. Да и само название «Канда лакша» едва ли не единственное, которое выбивается из правила названия местных населенных пунктов: «по реке называется и поселок». Примеров тому множество: Кола, Тулома, Печенга, Варзуга, Ковда и т.д. Тем не менее Алек сандр Алексеевич так и не высказался определенно в том смысле, что русское поселение раньше находилось именно там, в устье Канды, хотя ход рассуждений приводит нас к этому очевидному выводу. Понятно, почему до прихода Феодорита Кольского рус ские не селились в районе устья реки Нивы: потому что эти места, берега и ловли испокон веку принадлежали ло парским «сийтам». Права лопарей на их родовые владения соседними государствами не оспаривались, и, более того, они находились под защитой государей тех стран, что со бирали с них немалую и очень выгодную дань (Московия, Норвегия, Дания). Кроме этого, надо понимать, что если в военно-физическом плане аборигены явно уступали при 1Минкин А.А. Топонимы Мурмана. Мурманск, 1976. С. 38-39. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz