Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Письмена, изобретенные Стефаном, незаметным обра зом сближали пермские «пасы» с русскою азбукою и много способствовали тому, чтобы ближе познакомить и поми рить те земли языческие с землей Московии. В этом и со стояла великая мудрость первоначальной необходимости создания «примирительной» пермской азбуки Стефаном, равно как и лопарской Феодоритом. Труднейшая задача христианского просвещения, креще ния и в какой-то мере обучения грамоте целого языческо го племени лопарского Феодоритом была успешно решена во время его второго прихода на Крайний Север. Кольская В 1540 году Феодорит возвращает- обитель ся из Заволжья и вновь приходит в «Лопарские пустыни», где «на устье Колы реки созида ет монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»1. К этому времени Феодорит уже в совершенстве зна ет лопарский язык - до такой степени «искусен уже был языку их», что обучает лопарей Писанию. И, конечно же, активно внедряет разработанную им саамскую письмен ность в лопарских семьях, объясняя смысл Священных текстов и основных молитв, что перевел он с церковнос лавянского на лопарский язык. Таким образом, многих язычников «оглашает к пути спасенному» и вскоре просвещает их святым Крещени ем. И так же, как у Трифона на Печенге, многие из ново- крещаемых лопарей проявляют большую тягу к монашес кому житию, удивительно тонко чувствуя пути стяжания благодати Христовой, и всем сердцем усваивают истины христианского учения. И «множество от них монашеское 1Курбский. С. 332. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz