Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Сейчас, спустя многие столетия, «с высоты историчес кого опыта», кому-то может показаться напрасной тратой сил увязывание задач христианского просвещения с со зданием национальной письменности для богослужебной практики на территории малых народностей государства Российского. Письменность эта неизбежно оказывается вытесненной из реальной приходской жизни, «не выдер живая конкуренции с церковнославянской книжностью»1. Однако в очередной раз укоротим свою гордыню и поос тережемся считать наших предков глупее нас. Дальнейшая бесперспективность этого процесса становится очевидной лишь тогда, когда в полной мере уже достигнуто то, ради чего создавалась национальная письменность этих малых народностей. Каждый проповедник Евангелия, вторгаясь в язычес кие области, напрямую сталкивается с активным проти водействием служителей «князя бесовского». На святого Стефана, например, страшно восстали «кудесники Перм ские». Основная мысль, которую внушали они «некреще ным пермянам», стремясь дискредитировать миссию Сте фана Пермского, содержала весьма весомый аргумент: «Не слушайте Стефана, пришедшего от Москвы: от Москвы может ли что доброе быть нам? Не оттуда ли нам дани тяжкие и насильства...» И святой Стефан предлагает народу пермскому пись менность не московскую, а такую, которая не представ ляет собой ничего нового, чуждого, опасного. Зырянская азбука основана на знакомых с детства знаках («пасах»), применявшихся в местных их языческих календарях, а также служивших деньгами и метками собственности. 1Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 197. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz