Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Сейчас, спустя многие столетия, «с высоты историчес­ кого опыта», кому-то может показаться напрасной тратой сил увязывание задач христианского просвещения с со­ зданием национальной письменности для богослужебной практики на территории малых народностей государства Российского. Письменность эта неизбежно оказывается вытесненной из реальной приходской жизни, «не выдер­ живая конкуренции с церковнославянской книжностью»1. Однако в очередной раз укоротим свою гордыню и поос­ тережемся считать наших предков глупее нас. Дальнейшая бесперспективность этого процесса становится очевидной лишь тогда, когда в полной мере уже достигнуто то, ради чего создавалась национальная письменность этих малых народностей. Каждый проповедник Евангелия, вторгаясь в язычес­ кие области, напрямую сталкивается с активным проти­ водействием служителей «князя бесовского». На святого Стефана, например, страшно восстали «кудесники Перм­ ские». Основная мысль, которую внушали они «некреще­ ным пермянам», стремясь дискредитировать миссию Сте­ фана Пермского, содержала весьма весомый аргумент: «Не слушайте Стефана, пришедшего от Москвы: от Москвы может ли что доброе быть нам? Не оттуда ли нам дани тяжкие и насильства...» И святой Стефан предлагает народу пермскому пись­ менность не московскую, а такую, которая не представ­ ляет собой ничего нового, чуждого, опасного. Зырянская азбука основана на знакомых с детства знаках («пасах»), применявшихся в местных их языческих календарях, а также служивших деньгами и метками собственности. 1Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 197. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz