Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Лопарская Первые результаты оглашения лопа- азбука рей и освящения церквей в Кандалак ше и Коле привели Феодорита к мысли об исключительной ценности еще одного аспекта просветительского опыта свя тителя Стефана Пермского - создания письменности для малой народности. И Феодорит вплотную подошел к реше нию задачи чрезвычайной важности и, безусловно, весьма не малой сложности по созданию лопарской письменности. Целых семь лет, с 1533 по 1540 год, Феодорит проводит в «заволжских пустынях», в скитах Кирилло-Белозерско- го монастыря, среди старцев-исихастов. Здесь, пребывая в молитвенных и аскетических подвигах, он трудится над созданием письменности лопарского народа. Эта саамская письменность, которую создавал Фео дорит, воплощала принципы рождения нового алфавита, предложенные святым Стефаном почти сто пятьдесят лет назад. Основная идея - умелое сочетание славянской ки риллицы и местных денежных значков (зырянских «па сов»). Только теперь вместо зырянских «пасов» Кольским просветителем были использованы знаки лопарских ро довых клейм, или «тамги». Феодоритом были приложены поистине величайшие уси лия для того, чтобы повторить удивительные достижения святителя Стефана в просвещении Пермского края. Тогда во вновь образованной Великопермской епархии, которую возглавил ставший уже епископом Стефан, как гласит его Житие, «попы его Пермским языком служили обедню, заут реню же и вечерню и канонархи его по Пермским книгам ка- нонаршили, певцы же всяко пение Пермски возглашали»1. 1Житие свт. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Цит. по: Книга глаголемая о Российских святых. М., 1995. С. 69-70. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz