Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Лопарская Первые результаты оглашения лопа- азбука рей и освящения церквей в Кандалак­ ше и Коле привели Феодорита к мысли об исключительной ценности еще одного аспекта просветительского опыта свя­ тителя Стефана Пермского - создания письменности для малой народности. И Феодорит вплотную подошел к реше­ нию задачи чрезвычайной важности и, безусловно, весьма не малой сложности по созданию лопарской письменности. Целых семь лет, с 1533 по 1540 год, Феодорит проводит в «заволжских пустынях», в скитах Кирилло-Белозерско- го монастыря, среди старцев-исихастов. Здесь, пребывая в молитвенных и аскетических подвигах, он трудится над созданием письменности лопарского народа. Эта саамская письменность, которую создавал Фео­ дорит, воплощала принципы рождения нового алфавита, предложенные святым Стефаном почти сто пятьдесят лет назад. Основная идея - умелое сочетание славянской ки­ риллицы и местных денежных значков (зырянских «па­ сов»). Только теперь вместо зырянских «пасов» Кольским просветителем были использованы знаки лопарских ро­ довых клейм, или «тамги». Феодоритом были приложены поистине величайшие уси­ лия для того, чтобы повторить удивительные достижения святителя Стефана в просвещении Пермского края. Тогда во вновь образованной Великопермской епархии, которую возглавил ставший уже епископом Стефан, как гласит его Житие, «попы его Пермским языком служили обедню, заут­ реню же и вечерню и канонархи его по Пермским книгам ка- нонаршили, певцы же всяко пение Пермски возглашали»1. 1Житие свт. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Цит. по: Книга глаголемая о Российских святых. М., 1995. С. 69-70. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz