Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

«Видно знал ты, лопин, с кем об ответе подумать». Это мысль о том, что лишь в союзе с русским народом, а не на «Датской стороне», может уцелеть народ лопарский: «...род твой без имени не останется и память твоя в за­ бвение не придет». Ибо сказал Феодорит: «Добро тебе и роду твоему сообщиться с Русью, добро тебе и роду твое­ му приложиться к языкам всея Руси»1. Истинность слов Феодорита прошла проверку време­ нем. Русские и лопари всегда показывали пример братс­ ких, доверительных отношений между собой. И нередко закрепляли традиционную дружбу удивительным север­ ным обычаем «крестования» - обмена нательными крес­ тами в знак «братания навек». В настоящее время саамы православного вероисповедания в Северной Норвегии, оказавшиеся как раз на той самой «Датской стороне», с весьма немалыми трудностями отстаивают свое право ис­ поведовать веру, завещанную им преподобными Трифо­ ном и Феодоритом, удерживая за собой последний «ос­ тровок», оставшийся от бывшего Нявдемского прихода, - Трифоновскую часовню св. Георгия Победоносца в ны­ нешнем Нейдене (Норвегия). Равноапостольное «широкое хождение Феодорита Рус­ ского» весьма осложнялось известным обстоятельством, - как указывают специалисты по саамской культуре, раз­ личные группы лопарского народа использовали совер­ шенно различные языковые диалекты. Причем различные до такой степени, что порой представители разных групп не вполне понимали друг друга. Феодорит же, как мы уже писали и как подчеркивают многие исследователи, обла­ дал уникальной способностью к языкам. 1Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 249. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz