Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Именно на основе этой информации появилась напи­ санная владыкой Макарием в 1534 году с соизволения Го­ сударя окружная грамота и была предпринята весьма из­ вестная в истории Русской Церкви миссия иеромонаха Илии по искоренению рецидивов язычества среди ранее крещеных народов Севера России. «...В тех местах прельщаемы человеки от невидимого врага - диавола, являясь по званию христианами, обычаев держатся от древних прародителей... Слышали, что втай­ не детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»1 Широкое Феодорит, от юности познакомив- хождение шийся с лопарями, наряду с другими народностями, населявшими в то время громадные север­ ные просторы, начинавшиеся от Шуи, где обитала Лешая Лопь, и далее на Север к Лопи Верхней Земли и Лопи Кон- чанской, не ограничивал свою просветительскую деятель­ ность только саамским этносом. Деятельность его была более масштабной, воистину он был «апостолом Земли Северной». В замечательном предании, «древней памяти», сохра­ нившейся в народе лопарском, мы можем прочувствовать, кем являлся для них Феодорит. Когда по душу старого ло- пина пришла Смерть и задала ему трудные вопросы, то за ответами на эти вопросы «род-племя лопарское» реша­ ет обратиться не к кому-нибудь, а именно к «Феодори- ту Русскому, ибо он широко ходит». Примечательна важ­ ная мысль, мудрости которой и сама Смерть подивилась: 1Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 143. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz