Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

ца, тишина мысли и божественного зрения плодовитый корень...»1 Этот аспект евангельской проповеди российских мис­ сионеров был точно подмечен известным путешествен­ ником и дипломатом XVI века бароном Сигизмундом Герберштейном. «Монахи-отшельники, - писал он, - и теперь отправляются в разные страны, лежащие на север и на восток, куда достигают только с величайшим трудом и с опасностью чести и жизни. Они не ждут и не желают никакой от того выгоды, ибо, запечатлевая иногда учение Христово смертью, они стараются единственно только о том, чтобы сделать угодное Богу, наставить на истинный путь души многих, совращенных с него заблуждением, и приобрести их Христу»2. Важно подчеркнуть, что вся просветительская деятель­ ность преподобных Феодорита, Трифона и их учеников ни в коей мере не являлась самочинной и хаотичной. Не­ пременное согласование своих действий с владыкой Ма­ карием, архиепископом Новгородским, и осуществление их в русле его Святительского благословения - отличи­ тельная черта миссии на Кольском Севере в XVI веке. В свою очередь, и владыка Макарий постоянно получал от Кольских старцев сообщения о положении дел в Лап­ ландии, а от Феодорита - и в других инородческих север­ ных областях Новгородской епархии (Чудской, Ижорской, Карельской). 1Лаврентий Сурий. Достоверные повествования о святых. Кельн, 1575. С. 798-799. Цит. по: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Гроз­ ный. М., 1998. С. 42. "Герберштейн, Сигизмунд. Записки о Московитских делах // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 197. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz