Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
созерцаний, под руководством преподобного Трифона и его ученика, будущего преподобномученика Ионы, обре тали монахи-лопари бесценный дар «старцев-заволжцев» - практику умной молитвы, унаследованную теми еще от афонских монахов-исихастов, или, как они себя называли, «священнобезмолвствующих». Именно в этом великом духовном молитвенном дела нии и сокрыты мистические истоки той необъяснимой, пронесенной сквозь столетия, неистребимой любви ло парского народа к преподобному Трифону. Эта любовь к Печенгскому старцу, апостолу Лапландии не призна ет государственных границ и служит мощным объеди няющим духовным началом саамов России, Норвегии и Финляндии1. Пятнадцать лет процветал лопарский монастырь на Пе- ченге, там, где в нее впадает река Мана. Он просущество вал до 1549 года, то есть пока ниже по течению реки Пе- ченги, в ее устье, не был образован монастырь несколько иного, нового, торгово-промышленного уклада. Феодорит Вернемся вновь к Феодориту Пус- Пустынник тыннику. Надо сказать, что именно под таким именем знали Феодорита его современники2. Пустынножительство являлось сутью его мировоззре ния. «...Пустыня покоя и ума наилучшая воспитательни ' Нынешние «восточные саамы» («skoltes»), живущие в Норвегии и Финляндии, постоянно поднимают вопрос об организации их сво бодного прохода к Трифоновской Борисоглебской церкви, что на реке Паз. «Не может умереть лопарь, не помолившись Трифону у Бориса и Глеба», - говорят они на встречах с нашими священниками. 2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 664. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz