Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
крестили за Святым Носом Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру»1. Упомянутые слова «за Святым Носом» вовсе не есть свидетельство слабого знания географии нашими предка ми. Хотя, казалось бы, какое отношение Кола может иметь к мысу Святой Нос - их разделяют сотни миль. Однако следует пояснить, что слова эти как раз подчеркивали осо бую значимость произошедших событий. Именно на ру беже Святого Носа заканчивались земли Великого князя Московского, а далее простирались берега Мурманского (Норманского) моря, и земли здесь были все еще двоедан- ными. И то, что русские православные церкви построены «за Святым Носом», было большой победой в деле усиле ния влияния Руси здесь, на Крайнем Севере Европы. Печенгский Тем временем и Трифон добивается просветитель серьезного успеха на Печенге. В этом же 1533 году он не только успешно оглашает печенгских лопарей, но и созидает уникальный лопарский монастырь в верховьях Печенги, с освящением первой Свято-Троиц- кой церкви. В абсолютном большинстве братия состояла из новообращенных лопарей, легко усваивающих духов ные истины спасения и молитвенно-аскетический уклад жизни в обители преподобного Трифона. «Люди эти зело просты и кротки и отнюдь всякого лукавства не искусны, ко спасенному же пути тщательны и охочи зело. И мно жество от них монашеское житие возлюбили»2. Жизнь в этом монастыре имела истинно монашеские духовные ориентиры. В атмосфере аскетики и мистических 1Софийские летописи // Полное собрание Русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 2Курбский А. С. 332. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz