Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
ехавше, освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую»1. Как мы видим, Феодорит направил своих челобитчи- ков-лопарей прямо в Москву, к Великому князю, посколь ку хорошо понимал, какое небывалое дело затевалось на берегу Нивы-реки. Испрашивалось благословение на стро ительство Русской Православной церкви на земле Лап ландской, в месте, которое доселе державе Московской не принадлежало. Потому и шли «лопляне с моря-Океана» именно к Царю Московскому, ибо дело это было чрезвы чайной важности государственной и, как показала после дующая история, далеко небезопасным. Прошло еще семь лет, и в 1533 году стало возможным завершение следующего важного этапа христианизации края. Феодорит оглашает кольских и туломских лопарей и строит две церкви в устье реки Колы. Об этом событии - освящении здесь двух церквей вновь сообщает нам Софийская летопись: «В лето 7040 [1533] года... той же зимы приехали в Великий Новгород лопляне с Мурманского моря, с Колы-реки, и с Туломы, и били челом государеву преосвященному Макарию и про сили антиминсов и священников церкви Божия освящать и самих просветить Святым Крещением. И боголюбивый архиепископ Макарий послал от соборной церкви Свя той Софии священника и диакона, и они, ехавши, церк ви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, в Филиппов пост, и самих многих 1 Софийская летопись // Полное собрание русских летописей. М.- Л„ 1929. Т. 4. 4 .1 . С. 542. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz