Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

они отводили его на ночлег к медвежьей берлоге, подме­ шивали сору и всякого зелья в еду и питье, которое он употреблял, и всячески мучили его»1. И, конечно же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - вся­ ческие устрашения: «яко львы, на благовестника Христо­ ва рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще»2. И, надо думать, искусство так называемой «боевой магии»3 - «чарований бесовских» было использовано лопарскими нойдами в полную силу. Преподобный Трифон, вдохновенно и смело возвещав­ ший весть о Спасении на берегах Студеного моря, не был оставлен Божественным попечением и сподобился многих чудесных дарований. «Господь Бог многократно от рук же­ лающих крови и смерти Преподобного чудесным образом спасал, своим Божьим мановением наставляя сокрыватися в горах и в расселинах каменных... Иногда Святой прохо­ дил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им был»4. Когда же проповедовал «о дьявольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем»5, то многие из народа «из уст его яко светлость огня видевшие исходящую, ди- вилися и на лицо его святое, как у ангела зряще, начина­ 1Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 263. 2Житие прп. Трифона. С. 100. 3Возможности использования против неприятеля упомянутых нами колдовских приемов («боевой магии») лапландцев в XVII веке всесторонне изучались учеными Шведского Королевства. См. Scheffer, Iohanne. The History of Lapland. Gerhard, 1674. 4Житие прп. Трифона. С. 100. 5Житие прп. Трифона. С. 100. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz