Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
В 1518 году Феодорит «на малом Встреча кораблеце великою рекою Колой (Кольским заливом. - И. М.), яже впадает своим устьем в Ледовитое море»1, добрался до «глубоких варваров, ло парей диких». Здесь «восходит он на горы высокие, их же называет Святое Писание ребра Северовы»2, и вселяется в «тех лесах пустынных, местами непроходимых»3, пос тавив себе келью. Спустя несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, именем Митрофан. И они вместе пре даются пустынным молитвенным и аскетическим подвигам, «пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне той»4. Встреченный Феодоритом отшельник Митрофан - это преподобный Трифон Печенгский до своего пострига. Ко времени этой встречи ему исполнилось 30 лет. Он пришел в эти края на пять лет раньше Феодорита и, как пишется в его Житии, «бездомно и бескровно, по лесам, и по горам, и в пропастях земных скитался, странствуя»5. „ , Причина появления отшельника Трифон , . , Митрофана в этих диких лопарских пустынях никакого отношения к задачам миссионерс тва не имела и носила трагический характер, связанный с глубокой личной духовной драмой. Знаменитый атаман разбойничьей шайки, державший в страхе все побережье 1Курбский. С .330. 2Курбский. С. 330. «Ребра Северовы» - сила Севера. То есть сила демона - «ибо демонская сила всегда подразумевалась под именем Севера» (Псалтырь в святоотеческом изъяснении / Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. 1997. С. 168). 3Курбский. С. 330. 4Курбский. С. 330. 5Житие прп. Трифона. С. 98. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz