Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Юный инок в полной мере использовал эту возмож­ ность для подготовки к просветительской деятельности, завещанной святителем Стефаном, который сам долгое время предварительно изучал быт и язык зырян (пермя­ ков). Что же касательно своего монашеского делания и духовной подготовки, то будущий просветитель Крайне­ го Севера строил их в русле молитвенной и аскетической практики своих великих предшественников - преподоб­ ных Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Александра Свирского... Главный вывод, который сделал для себя будущий «креститель Лопи», анализируя предыдущий просвети­ тельский опыт Православной Церкви, состоял в том, что для российского подвижника миссионерская проповедь Христа всегда начинается с себя самого, с личного подви­ га спасения в пустынных, диких, языческих местах. «Стя- жи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», - позже мудро сформулирует эту мысль великий Серафим Саров­ ский. Только после этого этапа можно рассчитывать на успех проповеди. Как писал патриарх российской истории Николай Карамзин: «Он [Феодорит]... имел славу крес­ тить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Колы и Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них пись­ мена... просветил Божественною верою без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями хрис­ тианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего»1. 1 Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1997. (Репринт.) Т. 9. С. 139. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz