Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

монашество»1. При этом надо признать, что миссионерс­ твом в чистом виде братия Соловецкого монастыря прак­ тически не занималась. В конце XV века в Соловецкой обители появился две­ надцатилетний отрок Феодор, будущий Феодорит, славные просветительские деяния которого в корне изменят судьбу древнего лопарского народа. Именно его сердечная скорбь и плач о тех «варварских народах» - лопарском и карель­ ском, живущих «яко звери дикие в пустынях непроходных, в расселинах каменных, отнюдь Бога Истинного, Единого и от Него посланного Иисуса Христа не знающих...»,2со­ крушат последний бастион «князя тьмы» на самых даль­ них рубежах Руси Православной. Юный С самого малолетства ростовский Феодорит мальчик Феодор был отдан на воспи­ тание и обучение в небольшой монастырек во имя святи­ теля Григория Богослова, издревле организованный при ростовском архиерейском доме, на территории Ростовс­ кого кремля. Этот просветительский центр обязан своим возникновением в XIV веке епископу Ростовскому Парфе- нию - греку из Константинополя. Богатейшая библиоте­ ка греческой духовной литературы, собранная владыкой Парфением, в свое время стала учебной базой для изуче­ ния греческого языка, богословского и филологического образования святителя Стефана Пермского, выдающегося и, можно сказать, «образцового» российского просвети­ теля языческих народов. 1Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Цер­ кви. М., 1996. Кн. 6. Ч. 2. С. 180. 2Сад спасения. Рукопись Соловецкого монастыря // Книжное соб­ рание Мурманского областного краеведческого музея. №308. С. 91. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz