Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
они с деятельностью Николо-Карельского монастыря, ос нованного преподобным Евфимием Карельским на мес те нынешнего города Северодвинска. Это были времена активного и практически безраздельного владычества Новгородской республики на Севере Руси. Миссионер ское освоение этих земель преподобным Евфимием и его учениками осуществлялось путем созидания на по бережье Белого моря (до Кольского полуострова вклю чительно) церквей и скитских монашеских поселений. Причем все эти церкви воспринимались как «дочерние» Свято-Никольского монастыря и потому освящались в честь святителя Николая Чудотворца. Эта интересная особенность нашла отражение в ныне широко известной на Севере поговорке: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Жестокое разорение со стороны «норманов» в 1419 го ду, которому подверглись эти монашеские форпосты веры, равно как и сам Николо-Карельский монастырь, значи тельно ослабило возможности христианизации абориге нов Крайнего Севера. Последующая утрата Новгородом своей самостоятельности, потеря им владений на Севере Руси и наступивший период междувластия привели к тому, что славные деяния преподобного Евфимия Карельского на Кольском Севере оказались практически забытыми. Начало ^ сеРеАины XV века на Крайнем Се вере Руси начинает доминировать Соловецкий монастырь. Один из первых настоятелей мо настыря игумен Досифей так писал об основателе монас тыря преподобном Зосиме Соловецком: «Когда слаза о добродетелях преподобного Зосимы разнеслась повсю ду, тогда многие из окрестных дикарей сами приходили к нему, принимали святое крещение и даже постригались в 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz