Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Житие преподобного Трифона образно описывает духовно-нравственное устройство жителей Лапландии: «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланяющиеся делу рук человеческих и боготворящие гадов и ночных нето­ пырей (летучих мышей. - И. М.) и иных ползающих жи­ вотных и едящие все нечистое и скверное»1. „ Первым из российских миссионе- I[редшественники r г ров, повстречавшимся с этим, имею­ щим столь «совершенное» языческое духовное устройство племенем, был преподобный Лазарь Мурманский. Еще в 1352 году на берегах Онежского озера этот просветитель лопарского племени в полной мере столкнулся с искусст­ вом так называемых «страшащих видений». Как позже рассказывал своим ученикам авва Лазарь, помимо того, что «многие скорби, и биения, и раны пре­ терпел я от тех звероподобных мужей», еще они, «окаян­ ному знанию бесовскому приобщенные, многие мечты и видения мне делали». Господь не оставил преподобного Лазаря без своей по­ мощи: потрясенные тогда многочисленными его чудеса­ ми, язычники приняли крещение на берегах Онежского озера, а некоторые из лопарей пожелали и монашеского пострига. Первые свидетельства попыток христианского миссио­ нерства непосредственно на Кольском полуострове мож­ но обнаружить в конце XIV - начале XV веков, и связаны ‘Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопа­ рей // Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 97-98. (В даль­ нейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Житие прп. Три­ фона. - И. М.) 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz