Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Не имея иных средств к защите своих семей, этот неболь шой кочевой народ в полной мере освоил возможности сотрудничества с «духами нечистыми», призывая их в по мощь себе и используя для этого целый арсенал магичес ких приемов. Можно представить, насколько тяжек был труд пропо ведника слова Божьего на земле, коренное население ко торой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседнев но и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами злобы поднебесными». Принципиальное отличие этого народа от иных малых языческих народов Севера, Сибири или Даль него Востока состояло в том, что здесь не существовало института родового жречества. Каждый лопарь рождался для того, чтобы стать колдуном, он не состоялся как ло парь, если не стал «нойдом» (лопарским колдуном). Мож но сказать, что лопарь - колдун по определению. В европейских странах к тому времени сложилось ус тойчивое представление о Лапландии не иначе, как о «стране ужасов и злого чародейства»1. Не удивительно, что даже такие неустрашимые воины, как викинги, назы вали лопарей - «языческие чудовища»2. Лопарей-нойдов для демонстрации колдовских при емов привозили к царям Василию III и Иоанну Грозному. Шведский король Магнус направлял в Русскую Лапландию своих эмиссаров, дабы изучить «возможности примене ния лопарского искусства боевой магии» в предстоящей войне с русскими. 1Мурманская область: География и история освоения. Мурманск, 1996. С. 98. 2Фон Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982. С. 5. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz