Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

Не имея иных средств к защите своих семей, этот неболь­ шой кочевой народ в полной мере освоил возможности сотрудничества с «духами нечистыми», призывая их в по­ мощь себе и используя для этого целый арсенал магичес­ ких приемов. Можно представить, насколько тяжек был труд пропо­ ведника слова Божьего на земле, коренное население ко­ торой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседнев­ но и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами злобы поднебесными». Принципиальное отличие этого народа от иных малых языческих народов Севера, Сибири или Даль­ него Востока состояло в том, что здесь не существовало института родового жречества. Каждый лопарь рождался для того, чтобы стать колдуном, он не состоялся как ло­ парь, если не стал «нойдом» (лопарским колдуном). Мож­ но сказать, что лопарь - колдун по определению. В европейских странах к тому времени сложилось ус­ тойчивое представление о Лапландии не иначе, как о «стране ужасов и злого чародейства»1. Не удивительно, что даже такие неустрашимые воины, как викинги, назы­ вали лопарей - «языческие чудовища»2. Лопарей-нойдов для демонстрации колдовских при­ емов привозили к царям Василию III и Иоанну Грозному. Шведский король Магнус направлял в Русскую Лапландию своих эмиссаров, дабы изучить «возможности примене­ ния лопарского искусства боевой магии» в предстоящей войне с русскими. 1Мурманская область: География и история освоения. Мурманск, 1996. С. 98. 2Фон Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982. С. 5. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz