Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
(саамы) всегда находились в гонимом состоянии, не имея определенной государственной принадлежности и, сле довательно, защиты. Со времен первых договоров VIII—IX веков между рус скими князьями и норвежскими конунгами, а впоследс твии российскими Великими царями и шведскими и датс кими королями, эти земли всегда считались двое-, а порой и троеданными. Создавать здесь постоянные поселения и строить укрепления запрещалось текстами соответству ющих договоров: «Ни мы, ни вы не должны сооружать ук реплений, ни в Русии, ни в Карелии»1. Простой народ, как с восточной, так и с западной сторо ны, видя великое природное богатство края и не обращая внимания на договорный статус этих земель, стремился прочно обосновываться здесь. Незаконность таких посе лений привлекала с обеих сторон множество разбойного люда, жаждавшего легкой добычи. «Право сильного», без законие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни Кольского Севера. Все это, конечно же, сильно влияло на образ жизни лопарского народа, заставляя его искать спе цифические способы защиты и выживания, накладывало соответствующий отпечаток на духовный мир лопарей. Народ О том, каков был этот «народ лопар- лопарский ский», красноречиво высказывают ся современники преподобных Трифона и Феодорита. «Ни один народ на земле не занимается столько вол шебством и чародейством, как лопари», - справедливо замечал в XVI веке английский посол Джильс Флетчер2. 1Бутков П. Три древних договора // Журнал Министерства внут ренних дел. СПб., 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 35. 2Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 140. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz