Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).
особенностей духовного устройства лопарского народа, населявшего эти бескрайние «полночные» земли. Исторический XVI век в истории духовной жизни фон России необычайно интересен и на сыщен важными событиями. Это был период наибольше го расцвета уникального мира русского монастырского старчества, явленного нам в великом сонме преподобных отцов из так называемых «Северных Фиваид»1. Преподобные подвижники Крайнего Севера Трифон Печенгский и Феодорит Кольский, просветившие светом евангельской веры мрачные, колдовские земли «зачаро ванной Похьелы», оказались активными участниками мно гих событий в истории Православия на Руси в XVI веке. Шел весьма сложный и подчас болезненный процесс со бирания российских земель под власть Великого князя Московского, закладывались основы великой Российс кой державы. Церковь и Государство искренне поверили в свою правду об исторически обоснованной необходимос ти тесного союза между ними, о реальной возможности достижения желанной «симфонии» в великом деле общего служения Господу и воплощения в жизнь величественной идеи «Москва - Третий Рим». Великая Территория Крайнего Севера Евро- Лапландия пейской части России, называемая в то время Великой Лапландией, испокон веку не имела своей государственности. Населявшие этот край лопари 1 Северное заволжское старчество, представленное не только круп ными общежительными обителями, но, в еще большей степени, мно гочисленными мелкими уединенными монашескими «пустынями», по аналогии с «Фиваидами» - египетскими районами пустынного подвижничества первых веков христианства, которые располагались в верховьях Нила (в Фивах). 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz