Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - 127 с. : ил. - (Феодоритовские чтения ; 1).

следовательно, нынешнему городу Кандалакше. Несколь­ ко позже, в 1548 году преподобный Феодорит основыва­ ет на другом берегу реки Нивы, «на наволоке», мужской Рождества-Богородичный (Кокуев) монастырь и возглав­ ляет его как настоятель. Этот монастырь надолго стано­ вится центром просветительской и хозяйственной жизни Кандалакшского края. Несмотря на то, что просветительская деятельность преподобного Феодорита была необычайно масштабной, как говорилось в одном лопарском предании, «Феодо­ рит русский широко ходит», он всей душой был привязан именно к Кандалакшским землям, к Кокуеву монастырю. Жители этого края, русские и иностранцы приходили к Кольскому старцу в Кандалакшу за мудрым советом, на духовную беседу, прибегали к его авторитету в спорных вопросах и жизни, и истории. Не случайно преподобный Феодорит в воспоминаниях современников упоминается не иначе, как «русский философ Феодор из Кандалакши». До конца своей долгой, девяностолетней жизни преподоб­ ный Феодорит духовно окормлял Кандалакшский и Пе- ченгский монастыри, неустанно заботился о крещеном им лопарском народе, о просвещении края. Таким образом, мы видим, что история города Канда­ лакши не только уходит своими корнями в средние века, но и имеет своим отцом-основателем великого русского святого XVI века, просветителя северных народов - пре­ подобного Феодорита Кольского. История Кандалакшских земель - это история стой­ кости, мужества и веры русского народа, что давали силы нашим предкам закрепиться и выстоять на этих суровых берегах. Неоднократно Кандалакшская волость и монас­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz